После вчерашнего стрима фабрики захотелось вспомнить вот эту пасту:
-----------------------------------------------------
Привет, конфидент.
Скажи, а часто ли ты сталкивался с тем, что твои действия абсолютно не понимает окружающее общество? Наверное, часто, если ты правильно поехавший конфидент. И ты, конечно же, как и подобает каждому уважаемому человеку, разбираешься в искусстве, и знаешь, что в творчестве непонимаемых практически никем людей – так вообще тысячи. Они – аутсайдеры, и имя им легион. Персонажи они, конечно, совершенно неоднозначные: иногда они делают что-то по-настоящему отвратительное, а иногда – служат источниками спорадического вдохновения Дэвида Тибета. Кроме того, некоторые из них в принципе обладают настолько феерическим духовным путем, что о них не грех вспомнить и отдельно.
Поговорим мы об одном из самых героических аутсайдеров в истории. И одном из самых первых заодно.
Это была женщина. Жила она в Америке, и деятельность ее пришлась на первую половину 20 века. Звали ее Флоренс Фостер Дженкинс. Впрочем, лично мне очень хочется приписать к ее имени титул «богоподобная». Почему богоподобная? А вот сейчас узнаете.
У этой женщины с самого детства была мечта. Петь. Как в опере. Героически, на сцене, в большом блестящем платье, издавая ноты разной высоты и длительности, со всем подобающим пафосом и прочей атрибутикой. Но вот беда – она была дочерью богатого промышленника, и всем было очевидно, что все, что ей светит – лет в восемнадцать стать женой какого-нибудь папенькиного компаньона, и все оставшееся пребывание в этом пространственно-временном континууме провести, исполняя роль примерной жены – купаясь в роскоши, слоняясь по светским раутам, воспитывая кучку детей и изнемогая от скуки. Что уж поделать – в конце 19 века вообще не особо церемонились с женщинами, если уж говорить прямо, их мнение мало кого заботило. Даже в Америке, которая изначально позиционировала себя как свободное и раскрепощенное государство. Но мы-то с вами знаем, что манифестация свободы и раскрепощенности довольно часто остается лишь манифестацией, до перформанса доходит в лучшем случае один раз из пяти. Люди все-таки крайне пренебрежительно относятся к своим убеждениям. Но это люди, они несовершенны – их можно простить. Так или иначе, та роль, которую готовило общество для Флоренс, радикально расходилась с ее мечтами. Печально, не правда ли?
Но творчество – это ведь такая материя, что, однажды соприкоснувшись с ним, и погревшись от его священного огня, ты не сможешь от него оторваться. Пусть даже если и соприкоснешься с ним лишь в мечтах. Так произошло и с Флоренс. Несмотря на протесты папеньки, в восемь лет она стала брать уроки игры на фортепиано. Неизвестно, насколько успешны были эти уроки (последующие события могут поставить их успех под сомнение), но через несколько лет Флоренс заявила о том, что планирует связать свою жизнь с музыкой, и это решение не подлежит пересмотру. Конечно же, ее осудили. Люди вообще любят осуждать, особенно когда речь заходит о неоправданных ожиданиях. К счастью, Флоренс было наплевать на осуждение – когда она поняла, что семья не разделяет ее убеждений, и вроде как у нее уже даже готовый и рассыпающийся от времени жених на горизонте маячит пыльной кометой, она поступила так, как стоило бы поступить каждому уважающему себя человеку на ее месте. В 17 лет она сбежала из дома с каким-то заезжим врачом Френком Дженкинсом. Конечно же, вскоре после этого они поженились – подозреваю, что приличия ради, а не из чувства долга перед социальными конструктами.
Возможно, ее супруг был довольно посредственным врачом, да и человеком скорее всего не особо достойным – через некоторое время Флоренс ушла от мужа, и стала зарабатывать, давая частные уроки музыки. На пианино-то она играть, должно быть, умела, так что это позволяло ей обеспечивать себя. Утверждалось, что причиной разрыва стало неодобрительное отношение мужа к ее занятием творчеством. Судя по всему, он, как и ее родители, считал, что место женщины - на кухне. Ну и досчитался – остался в нигде, туда ему и дорога.
А вот теперь, на минуточку, посмотрим на эту эпопею с точки зрения общественных стереотипов. Америка, начало 20 века. Дочь богатого промышленника сбегает с каким-то врачишкой. Шок, скандал, трепет! Дальше больше – она уходит от мужа, потому что он не разделяет ее убеждений. Все, это уже самый край. Когда в 1902 году женщина уходит от мужа – это зашкаливающий героизм. Пардон, еще за каких-то лет двадцать до этого в Англии женщину могли арестовать за прогулку вечером в одиночестве, а тут – такое. Триумф феминизма и отсутствия шаблонности.
Через семь лет после этого на Флоренс внезапно свалились вполне ощутимые перспективы реализации ее мечтаний. Ей досталось более чем внушительное наследство. Откуда? От богатого дедушки из Румынии. Шутка, конечно. Папа отправился в Вальхаллу. Да, да, тот самый, из-за которого она была вынуждена сбежать из дома. И вот здесь-то Флоренс зажила по-настоящему.
Смотрите сами – она молода, богата, и ее больше не сдерживает ни отец, ни муж, ни сам Дьявол. Впрочем, Дьявол бы сдерживать и не стал – думаю, он бы только поаплодировал ее пению. Флоренс начинает брать уроки оперного пения, причем в качестве учительницы обычно упоминается какая-то «оперная дива», имени которой не знал никто кроме камергерши Флоренс, которая, впрочем, ничего никому не рассказывала. Не потому, что была немая – просто ее свидетельств до нас история не донесла, ну и черт бы с ними.
Наконец, Флоренс набралась сил, подкопила психическую энергию, и устроила свой первый перформанс. И вот здесь-то и начинается самое интересное и демоническое. Практически сразу ее выступления принесли ей довольно специфичную репутацию. Какую? Ответит сама несравненная Флоренс.
«Люди могут говорить, что я не могу петь, но никто не посмеет сказать, что я не пою!» - отвечала она на разгромные статьи критиков. За что ее упрекали в том, что она не может петь? Все просто – те же критики описывали ее выступления следующим образом: «Она кудахтала и вопила, трубила и вибрировала». Довольно странная характеристика, правда?
Утверждали, что зрители на ее концертах испытывали нечто вроде массового помешательства. Они бились в экстатических конвульсиях, рыдали в голос, и корчились от смеха. Все просто – петь в привычном понимании этого слова Флоренс не умела вообще. Она напрочь игнорировала все правила музыкального приличия, забывала о ритме и нотах, отчаянно демонстрировала к месту и нет все демонические способности своего голоса, и в результате очертания исполняемых ей вполне себе классических композиций полностью терялись. Добавляли безумия происходящему и весьма экстравагантные костюмы, которые создавала сама Флоренс. На картинках это можно оценить вполне красноречиво.
Теперь совместите в своем бесконечно могучем воображении ее вид с записями. Вам смешно? А вы представляете, каково было наблюдать это вживую? Даже ее бессменный аккомпаниатор, пианист с забавным именем Косме МакМун с трудом сдерживался от смеха во время ее выступлений. Впрочем, возможно, и не сдерживался. Но вы думаете, Флоренс это огорчало? Ничуть! Она реализовала свою мечту, она была абсолютно счастлива. Она забывала обо всем, и ничто не могло ее остановить. Ведь теперь она – та, кем она хотела стать, она стоит перед заполненным до отказа залом на сцене, в своем странном костюме, она – моцартовская Царица Ночи, она – Тоска из оперы Пуччини, она – поет, и слушателям это нравится.
Да, она пришла к успеху. На ее концертах был неминуемый аншлаг. Иногда билеты скупались за месяц до выступления, причем цены иногда зашкаливали. И главное – она занималась тем делом, к которому шла всю свою жизнь. Судя по всему, ее такое положение дел устраивало. А качество? Да какое дело до качества, когда ты – счастлив?
Успех концертов Флоренс привел к тому, что однажды ей предложили записать свое пение на пластинке. Конечно же, она согласилась – для нее это означало новый виток признания. И сразу же она шокировала звукозаписывающую компанию совершенно неожиданным подходом к творчеству. Она заявила о том, что репетиции и настройки аппаратуры – для слабаков и бездарей, никакие аранжировки и приглашенные музыканты тем более не нужны, заявилась в студию с МакМуном, и записала весь диск с первого раза. МакМун отчаянно играл какие-то с трудом вяжущиеся с реальностью аранжировки, Флоренс не менее отчаянно бесчинствовала своим несравненным голосом… Думаю, если бы ее деятельность пришлась лет на 40 позже – она неминуемо бы играла индастриал, с таким-то подходом. Звукоинженеры были в панике. Когда запись была закончена, Флоренс прослушала материал, и, конечно же, осталась в полном восторге – она сочла запись восхитительной и неподражаемой. Впрочем, это даже не удивляет. Пластинки разошлись весьма внушительным тиражом. Счастливой Флоренс, которая к тому времени уже по праву пользовалась славой «худшей певицы всех времен», было уже за 60 лет.
В 75 лет несравненная певица попала в беду. Такси, на котором она возвращалась после одного из выступлений, попало в аварию. К счастью, Флоренс не пострадала. Наоборот, внезапно она осознала, что после пережитого экзистенциального опыта она обрела способность брать самую высокую ноту «фа», что до этого для нее было недостижимо. Это вдохновило ее на новый триумфальный перформанс – концерт в легендарном Карнеги Холле. Три тысячи слушателей, заполненный до отказа зал, восторг и аплодименты. Это – то, что видела Флоренс. Ее не волновал истерический хохот во время выступления. Репортер, который присутствовал в зале в этот вечер, писал, что он в жизни не видел более живого человека. «Она вышла на сцену, со скоростью выстреленной из пистолета пули. Она немедленно начала петь, пропуская через себя каждую ноту, забегая вперед пианино, с таким воодушевлением и такой жизнью, которых я раньше не видел. И я думаю, именно по этому она была большей знаменитостью, чем посмешищем».
Через месяц Флоренс Фостер Дженкинс умерла. Кто-то говорил, что она не выдержала насмешливых репортажей. Но ее вечный спутник Косме МакМун утверждал, что она была счастлива до последнего мгновения. И я думаю, ему можно верить.
Флоренс жила ради своей мечты. Флоренс жила в своей мечте. Скажи, дорогой конфидент, что может быть лучше?
Я уже когда-то писал о важности осознанного выбора. Флоренс его сделала – и вы уже знаете, к чему это привело. Риск, осуждение, неприятие, насмешки – это все запросто могло сбить ее с ног, прибить к земле, утопить в экзистенциальном болоте. Она могла бы забыть о своих мечтах, продолжить развиваться по тому пути, который готовили для нее родители – и что бы с ней стало? Можно вполне предположить – жизнь образцовой светской дамы, семья и дети, доводящая до изнеможения скука и преждевременная духовная смерть. К счастью, Флоренс выбрала мечту – и почему бы и нам, дорогие мои, не вдохновляться ее примером?
Бесконечно мудрые обитатели прошлого утверждали, что каждый мужчина и каждая женщина – танцующая звезда. Флоренс это прекрасно понимала, пусть и по-своему. И вовремя разбудила свою звезду, и не позволила ничему дать ей потухнуть. Я думаю, это уже своеобразный героизм.
Ты боишься осуждения? Общество требует от тебя того, что совершенно не вписывается в твою Волю? Тебя запихивают в узкие и тесные рамки?
Посмотри на Флоренс. Она определенно была ограничена больше чем ты. Хотя бы потому, что жила сто с лишним лет назад. Она смогла стать легендой – и ты сможешь. Каждый сможет. Главное – оставаться верным своей мечте.
Порефлексируй на это, дорогой конфидент. И начинай осознавать и творить свою истинную Волю. Не смотри по сторонам и не оглядывайся. Так – победишь. Все победим.
https://vk.com/wall-27732107_41920